вторник, 3 мая 2016 г.

Путешествие по Калабрии. Рефлексия

Не для всех, конечно, но для некоторых Калабрия остаётся terra incognito. Что, впрочем, понять несложно, т.к. в Северную Италию и вечный город Рим туристы со всех частей света летят, плывут, едут, чтобы воочию лицезреть шедевры мировой классики. А что Калабрия? Задворки Великой Империи?



Калабрия, фактически, это нижняя часть знаменитого итальянского сапога, включая носок и часть подошвы.

Перед поездкой, когда меня спрашивали куда еду, разговор проходил по одной схеме:
- На юг Италии.
- А куда?
- В Калабрию.
- Ну, хоть в город какой?
- Самолёт прилетает в Ламецию Терме.
- Ф-ф-ф. А где такой город?
- В Калабрии.
- А где она?
- На юге Италии.


В большей степени территория Калабрии – это горы, предгорья, холмы и … огромное по протяженности побережье. При длине с севера на юг в 248 км и ширине (максимальной) в 110 км иметь 780 км береговой линии – это о чём-то говорит. 


Наверно, если бы я сочиняла настоящий travel-рассказ я бы написала что-нибудь наподобие того, о чем говорится в туристических буклетах: «Многочисленность красивых и солнечных пляжей с золотистым песком, причудливость пейзажей, удивительный подводный мир, чистый и свежий воздух, щедро одаривают гостей ярким спектром эмоций и ощущений». Справедливости ради не стала бы писать про подводный мир, которого не видела, да и до пляжей с золотистым песком я не добралась. Зато добавила бы детали своего перемещения и фотографии, подтверждающие мой рассказ.


И это была бы правда. Но не вся. Хочется описать всё детально, потому что детали и придают путешествию смысл, дают радость познания и преодоления.


Логично начинать заметки о путешествии с описания маршрута. Но это в том случае, если проложенный маршрут и его исполнение достойны того, чтобы быть востребованными.

А достойны они, когда продуманны, в моём случае мне не хватило сил, времени, желания продумать основательно. Цель поездки - Калабрия (именно так, в общем виде). Калабрия, о которой я почти ничего не знала, а потому было уже интересно. Догадывалась, что там будет более тепло и солнечно, чем в Петербурге, а апрель месяц – подходящее время, чтобы не сидеть на одном месте, а походить по этой земле ногами, чтобы прочувствовать её. Увидеть, узнать – отдохнуть, одним словом.



О моём путешествии было бы правильнее сказать: «опыт, сын ошибок трудных». С одной стороны, можно было бы о них умолчать, потому что, в целом, и отдых состоялся, и многое было увидено, попробовано, потрогано. Почему бы не сделать вид, что так оно и задумано? Но я-то  знаю, что задумано было больше. А не реализовано из-за тех ошибок, которые были сделаны. Погода, конечно, тоже вносила свои коррективы, но не такие существенные. «Умные учатся на чужих ошибках», но иногда мне приходилось говорить себе: «А дураки, вообще, ничему не учатся». Нет, это было один раз, когда на жаре со своим хроническим тонзиллитом я выпила холодное пиво. Зато с какими последствиями!

Главной же ошибкой была легкомысленность и в подготовке, и в отношении к той информации, которую знала. К примеру, хотела побывать в Пиццо. Главным образом, чтобы полюбоваться природной «живопИсью», посмотреть церковь в гроте Piedigrotta Church и поесть фирменного мороженого. Программа не очень большая. Перед поездкой я посмотрела: от Ламеции до Пиццо поезд идёт менее 20 мин., стоимость билета- 2.40. Совсем не напряжёт меня на полдня смотаться. Но позже выяснилось, что поездов в день ходит раз-два и обчёлся, а в воскресенье и того меньше, и расписание совсем неподходящее. Мороженое я, правда, попробовала. 


И симпатичный грот в Амантее нашла, тем более, что в Piedigrotta Church внутреннее убранство только выглядит древним, а на самом деле далеко не так.



 Это о подготовке. Теперь об осмыслении.

Провинция Калабрия – это настоящая Провинция, удаленная и от больших городов, и от мест паломничества туристов. Я это знала, именно это меня привлекало. Только сейчас я пишу это осмысленно. 


  Знала и то, что туристический сезон еще не начался. Это не смутило меня стереотипно подумать, что, если не смогу сама добраться до каких-то интересных мест, найду турагенство, съезжу с экскурсией (помнится на Крите я так много, где побывала). Смешно. «Живой» информационный пункт довелось видеть единожды, в Козенце.
Впору было кричать: «Ау! Люди! Где вы?» 


Может, и не совсем так, то близко к тому. Кстати, о людях и достопримечательностях. Уж если говорить о достопримечательностях этого уголка Земли, то я бы назвала именно людей. Такой отзывчивости, открытости для общения еще нигде встречать не приходилось.

Достопримечательностью являются и пляжи. Собственно пляжный отдых меня не интересовал, но безлюдное огромное побережье бескрайнего моря не могло не доставить столь же огромного удовольствия.


Если быть точным, то на западе Калабрия омывается Тирренским морем, а с юга и востока – Ионическим. Особой разницы незаметно, за исключением того, что побережье Тирренского моря было более «окультуренным».

Наверно, для вдохновения туристов различные участки побережья носят разные названия. И какие! Веришь – не веришь, захочешь поехать посмотреть своими глазами. Доехала я не до всех, но и то, что мною запечатлено значительно уступает открыточным видам этих мест, так что не буду портить своими фотографиями полёта фантазии.
Ривьера дей Чедри - «Riviera dei Cedri». Первоначально, правда, прочитав «с» как русское «к», я подумала, что там растут кедры. Скоропалительный вывод.  «Побережье Цитронов». От Прая до Амантеи.
Побережье Богов (или Коста Белла) -  от Пиццо до Никотеры. Самые красивые пляжи, считается, находятся именно на этих 50 с лишним километрах.
Фиолетовое побережье (Коста Виола) – от Палми до Виллы Сан-Джовани. Я так и не смогла воочию увидеть, действительно ли морская вода здесь имеет уникальный фиолетовый оттенок.
Берег сарацин – от Кариати до Капо Риццуто.  (Это уже побережье Ионического моря пошло).
Берег ахейцев – от Росето Капо Спулико до Россано. Ах, как мне хотелось попасть расположенный в тех краях город Сибарис, и не потому, чтобы посмотреть там какие-нибудь достопримечательности, а просто посибаритствовать. Но уж очень сложная логистика на общественном транспорте мне показалась (но возможная), да и времени не хватало.
Апельсиновый берег – залив Скуилаче.
Жасминовый берег – на юге Калабрии.

В названиях побережий, кроме жасминов-апельсинов, слышатся еще и отголоски истории. О ней тоже хочется сказать несколько слов. Подобно другим средиземноморским регионам, в этом краю одни народности сменяли другие, приходили новые завоеватели. Расцвет – упадок-возрождение – и вновь спад; греки – римляне – византийцы – норманны – сарацины – арагонские короли и т.д. и т.п. Разбираться приходилось, ибо какой смысл смотреть какие-то крепости, если не знаешь, кем они построены и зачем?


Но я не буду сразу обрушивать всю эту информацию, т.к. сама до того, как отправиться путешествовать, дошла только до Пунических войн. Со школы для меня это камень преткновения, и вот пришлось разбираться по новой, в очередной раз думая, а как было бы хорошо, выучи я тогда.

Знаете песню: «Я уехал, я уехал в Петербург, а приехал в Ленинград»? Так и у меня: думала, что еду в Италию, а оказывается -  в Великую Грецию. 


Да, территория Калабрии называлась так, и не в переносном смысле, а в самом что ни на есть прямом – Magna Graecia. В 8-м в. до н.э. греки начали осваивать эти земли, основывая города, преимущественно, со стороны Греции, что вполне естественно. Но не остановились на этом, а продвигались дальше и дальше, включив в сферу своих интересов и Сицилию тож. А поскольку греческие города в этом регионе не только процветали, но и значительно опередили города в самой Греции, то вся эта территория стала называться «Великой Грецией». Кстати, современное название «Калабрия» произошло от слов «калон-брион», которыми греки обозначали плодородные земли. Это позже, после того как в III в до н.э. римляне захватили эти земли, всё постепенно пришло в упадок. А сколько еще военный перипетий и опустошений ждало впереди. И сейчас это достаточно отсталый, аграрный район Италии.



Я говорила о пляжах - апрель месяц, а туристов никого, за исключением северян, приезжающих на выходные. "Северяне", к примеру, - это жители Неаполя. Поскольку местные жители мне не раз это объясняли, мне и сейчас хочется называть неаполитанцев северянами, или вот поеду в Норвегию и буду там жителей Неаполя и Рима звать северянами. Туристический сезон начинается в июне и к сентябрю заканчивается, промышленности практически никакой. Зато таких огромных полей лука я никогда не видела! Но про лук это уже другая история…




3 комментария:

  1. Не такой уж и маленький этот "кончик сапога" оказался. И при этом как следует провинциальным, что само по себе гарантирует отдых от суеты мегаполисов. Да и сезон очень удачо выбран, раз да Вас по всем статьям. Большой привет из самой настоящей "провинции" (Sertão) Бразилии! Здесь тоже богато винами и луком, но вот до береговой линии около 700 км (по трём направлениям)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктор, Ваша "провинция", наверно, ближе к экстриму, чем к "отдыху от суеты".

      Удалить